digital education

Цифровизация в образовании

Сегодня Гугл, Фейсбук легко определяют наше месторасположение, интересы, возраст, пол, семейный доход и ещё более 10 характеристик чтобы подобрать для нас рекламу по нашим интересам.

Компьютерные программы способны идентифицировать человека по лицу, отпечатку пальца или сетчатке глаза.

Автопилоты управляют авиалайнерами, морскими судами, автомобилями, сложными станками.

Это свидетельствует о широком внедрении IT- и Web-технологий, которые значительно упрощают труд человека, однако потенциал высоких технологий пока не получил широкого применения в образовательном процессе, хотя в бизнесе и в других сферах высокие технологии уже используются успешно и достаточно давно.

Отказ от использования или низкая эффективность применения современных технологий снижает конкурентоспособность учреждений образования на мировой арене. Уже сейчас мы наблюдаем как небольшие частные учебные центры, используя современные технологии в рекламе и реализации процесса обучения, забрали на себя обучение по краткосрочным программам взрослого и молодого продвинутого населения. И это несмотря на то, что потенциал и материальное обеспечение государственных образовательных организаций значительно выше.

Пандемия коронавируса дала толчок развитию дистанционного обучения. Благодаря современным технологиям и средствам связи совершенно не важно в какой точке Мира находиться студент, и в какой стране находиться учебное заведение и преподаватель. Необходимо признать, что многие курсы дистанционного обучения  обладают высоким качеством и конкурентоспособны в сравнении с традиционными видами обучения . При индивидуальном построении программ обучения самые быстро-обучаемые и способные студенты выбирают для себя те учебные заведения, которые умеют качественно заявить о себе в интернет пространстве и имеют реальные положительные отзывы выпускников при этом географическое местоположение образовательной организации может уйти на второй план.


Анализируя успехи внедрения дистанционного обучения и применение современных методов обучения можно сделать вывод, что система образования стран СНГ остро нуждается в скорейшем внедрении современных высокотехнологичных инструментов, которые повысят качество образования и, в то же время, облегчают труд преподавателей.

Одна из причин ухудшения качества образования в Республике Казахстан и большинства стран СНГ является высокая загруженность преподавателя составлением планирующей документации и отчетов, которые обязательны для заполнения, но редко кто из руководителей читает эти отчёты. Занимаясь рутинной бумажной работой, преподавателю не хватает времени на самое главное:

  • Повышение своей квалификации.
  • Изучение современных технологий производства и ремонта, необходимых для наполнения современным содержанием предмета
  • Отслеживание новинок (как удачных, так и неудачных)
  • Изучение современных методов и средств донесения информации до слушателя.

Углубляется разрыв знаний преподавателя и инженера-производственника, в результате чего работодатель, студенты и их родители приходят к горестному выводу, что преподаватель не владеет актуальной информацией. Таким образом теряется доверие как к учебному заведению, так и к системе образования в целом.

За последние 4…5 лет, благодаря программе “Жас Маман”, колледжи Республики Казахстан получили возможность совершенствования своей материально-технической базы, но без хорошо обученных преподавателей и технических тренеров материальная база остаётся выставочным экспонатом. Пришло время подумать о том, как эту базу эффективно использовать, где взять квалифицированные кадры, где и как обучить действующих преподавателей, которые сумеют не только правильно использовать современные учебные стенды, но и создать необходимые методики обучения, средства контроля знаний и умений каждого студента.

Следует отметить, что проведение одноразового повышения квалификации преподавателей или группы преподавателей недостаточно. Тем более, к сожалению, часто это делается «для галочки». Нужно организовать поэтапное обучение на системной основе преподавателей и технических тренеров / мастеров производственного обучения. Это позволит повысить потенциал действующих сотрудников, и позволит молодым сотрудникам, вливающимся в педагогический коллектив, быстро освоить эффективную работу с технологическим оборудованием конкретного колледжа.

Без использования современных образовательных технологий это сделать проблематично, так как качественная литература отсутствует, а организовать очное обучение, и приглашать сторонних специалистов дорого и не всегда возможно.

Выход — создание специализированных курсов для самостоятельного изучения современного оборудования и технологий производства работ преподавателями в удобное для них время под руководством опытного тренера. Использование LMS (Learning Management System) позволяет это сделать.

Опираясь на собственный опыт работы техническим тренером могу сказать, что у нас достаточно само-мотивированных преподавателей, которые являясь энтузиастами и новаторами внедрения современных технологий обучения, готовы инвестировать и время, и средства в свое развитие. К большому сожалению, им часто не хватает времени на самообразование.

Здесь целесообразно прибегнуть к возможностям современных технологий для создания (в том числе и автоматизированных) помощников для решения этих задач.

Один из этих помощников — эффективные и качественные LMS — Системы управления обучением. Эффективный инструмент современного преподавателя!

Возможно ли вести сегодня средний и тем более крупный бизнес без CRM (Customer Relationship Management -система управления взаимоотношением с клиентами) или программного обеспечения 1С -бухгалтерия? Ответ настолько естественный, что более правильный вопрос звучит: «Какую CRM использовать?»

Но в отношении автоматизированных систем управления обучением (LMS) почему бытует иное отношение. Учебные заведения (а это потенциальные пользователи LMS) ещё не разобрались что это такое и как это использовать, да и качественных предложений на рынке минимальное количество.

Очень важно заметить, что создание и добавление учебного материала, научно-технической информации — это не задача преподавателя. Откуда преподаватель будет знать о новинках в производстве зарубежных автомобилей? Конечно, можно и нужно отправить его на завод (а точнее регулярно отправлять на разные заводы). Но может проще создать качественный учебный контент в согласовании с производителями автомобилей?? Этим должны заниматься учебно-методические объединения по направлениям обучения или сторонние учебно-методические центры, которым хорошо известно содержание труда выпускников образовательных организаций, и образовательный контент, предоставляемый Web-приложением. Задача же преподавателя — донести эту информацию до учащегося и контролировать процесс усвоения знаний и формирования умений.

Современная LMS похожа на библиотеку с множеством книг. Преподаватель не пишет книги (по крайней мере не каждый преподаватель), но подбирает в какой последовательности нужно предложить студентам изучить серию выбранных им книг. Тоже самое при использовании LMS — преподавателю предоставляется множество учебных модулей и тестовых заданий, из которых он может сформировать курс по определенной программе.

Очень важно, чтобы формируемая обучающая программа отвечала требованиям профессионального стандарта, формируемого работодателем. В этом случае однажды собранный курс обучения может дублироваться и предоставляться другим пользователям LMS. Это позволит удержать образовательный процесс любой образовательной организации в едином образовательном пространстве.

LMS позволяет построить индивидуальный маршрут обучения для каждого студента, так как темп изучения материала выбирается самим обучаемым с учетом его предшествующего обучения, то есть, ранее сформированными знаниями и умениями, полученными в ходе формального или неформального образования.

Отчёт о прохождении курса можно извлечь, распечатать и предоставить работодателю и родителям. Это позволяет проводить согласованное практическое обучение на рабочих местах предприятий, поскольку наставник всегда будет в курсе успехов и отставаний студента в различных направлениях производственной деятельности. Это позволит работодателю подобрать наставника и рабочее место для прохождения практики или стажировки в соответствии с интересами и успехами учащегося. Например: Если видно, что студент А легко решает задачи по электрооборудованию автомобилей, то будет логично направить его на пост ремонта электрооборудования. При правильном использовании LMS преподаватель выступает в роли инструктора  — назначает учебный материал, контролирует процесс обучения и при необходимости помогает разобраться в возникающих вопросах.

С 2018 года Учебный центр “Profi+” является пользователем и представителем Web-приложения Electude в Республике Казахстан.  Electude — это специализированная LMS, предназначенное  для обучения специалистов  для индустрии автосервиса.

Опираясь на опыт использования LMS Electude, могу сказать, что для обучения по автомобильным специальностям она в большой мере удовлетворяет запросам работодателей и обучающих организаций. Не следует обольщаться, что Web-приложение способно  без поддержки преподавателя обеспечить  качественное обучение студентов и слушателей курсов повышения квалификации, но при комплексном использовании Web-приложения, учебников и практикума (набора практических заданий), видеоуроков и опыта преподавателя можно организовать качественное и эффективное, как очное, так и дистанционное обучение. Данное Web-приложение можно использовать, как пример для создание систем управления по другим специальностям, как техническим, так и гуманитарным.

Современная LMS должна обеспечивать:

1.Актуальную на сегодня и завтра информацию. Однажды написав книгу, при обновлении информации приходится её дополнять и переиздавать. Применение же облачных технологий имеет значительное преимущество, так как всем пользователям и студентам доступны онлайн обновления в режиме реального времени.

2.Использование интерактивности при передаче учебной информации вызывает неподдельный интерес у обучаемых. Если информация воспринимается легко, то и обучение проходит с удовольствием. Игровая форма обучения, особенно важна при профессиональной ориентации школьников. Информация, представленная LMS Electude, включает в себя:

  • Трехмерную анимацию, включая возможность изучения движущихся объектов или изменений, происходящих во времени. Некоторые динамические или физические процессы очень трудно описать словами, а показать гораздо проще.
  • Текстовое и аудио описание, где объясняются происходящие процессы. Но это описание не перегружено информацией, оно лёгкое для восприятия, но требует от студента обращения к дополнительным источникам информации, полученной при аудиторных занятиях (лекциях) или при самостоятельной работе с учебником или учебным пособием.
  • Интерактивность- это реальная возможность вовлечения студента или слушателя в исследования процессов, возможность вмешаться и наблюдать за последствиями этого вмешательства с целью изучения взаимосвязей и последствий нарушения взаимосвязанных процессов
  1. Фиксацию всех действий обучающегося и анализ его работы с учебным материалом с целью оценки глубины понимания материала. Отчёты о действиях группы или индивидуальной работы студента позволяет преподавателю сделать вывод об успеваемости и способности к дальнейшему обучению каждого студента. Кроме того, преподавателю становится очевидными собственные недоработки, когда большая часть студентов затрудняется решить конкретное практическое задание. В этом случае преподаватель должен вывести непонятую тему на консультацию, провести разъяснения сложного материала. Отчёт о результатах работы студента можно предоставить родителям или потенциальным работодателям, что позволит оценить его сильные и слабые стороны.

Современная LMS показывает:

6.Быть привлекательной и простой в использовании для потребителя (как для учащегося, так и для преподавателя). Настройка Web-приложения не должно занимать много времени и требовать специальных знаний при её использовании.

  • Время захода в систему
  • Сколько времени он затратил на обучение
  • Какие учебные модули он изучал, какие варианты ответов он выбирал
  • С какой попытки он смог дать правильный ответ
  • Сколько раз он заходил в определенный учебный модуль
  • В каких модулях возникают затруднения у всех студентов
  • Соотношение верных/неверных ответов
  • И многие другие полезные нюансы
  1. Дополнительными материалами и подсказками, которые помогают студенту выполнить задания самостоятельно. Подсказки не дают прямого ответа, а лишь наводят на верный вариант решения задачи. Таким образом, мы приучаем студента к самостоятельному решению задач. Инструктор — это помощник, но выполнять задания и практическую работу придется самому студенту.
  2. Симулятором неисправностей системы или механизма. Симулятор позволяет имитировать неисправность какой-либо системы или агрегата. Учащемуся предоставляется виртуальный заказ-наряд, инструмент и предлагается выявить и устранить неисправность. При использовании симуляций обучение принимает игровую форму.

Инструктору при работе студента с симулятором неисправностей предоставляется возможность отслеживать все действия:

  • В какой последовательности была выполнены работы по поиску неисправности
  • Какие инструменты были использованы
  • Какие детали были заменены
  • К каким точкам электрической цепи были подключены щупы осциллографа или мультиметра.
  • Стоимость работ и запасных частей

Анализируя эти данные, инструктор может сделать вывод была ли произведена системная диагностика или учащийся действовал наугад. Будет также видна подсказка, если зайдя в систему студент сразу же не выполняя диагностику заменит неисправный компонент.

  1. Возможность интеграции со сторонними LMS. Если учебное заведение или предприятие уже использует какую-либо LMS, то при желании использовать учебное содержание LMS Electude нет необходимости подключения и настройки второй LMS. Достаточно просто связать их по средствам LTI технологий. Таким образом пользователи используют привычную для себя систему, но при необходимости открывают модули Electude.
  2. Возможность выгрузки и переноса результата обучения на LMS другой компании. Например, колледж использует LMS Electude, студент заканчивает этот колледж и уходит работать в автомобильное предприятие, которое тоже использует LMS Electude. В этой ситуации было бы очень полезно перенести данные о прошедшем обучении из LMS колледжа в LMS предприятия, и продолжать процесс непрерывного образования на базе предприятия с сохранением всех результатов обучения. А современные специальности требуют обучения на протяжения всей жизни.
  3. Удобный и простой в использовании конструктор учебных модулей и тестов. Понятно, что ни одна готовая система не способна на 100% удовлетворить потребности каждой организации. Тем более, что есть такое понятие как «корпоративная этика» и внутренние правила, которые отличаются у разных компаний. Использование конструктора позволяет дополнить учебную программу модулями собственной разработки. При этом, для создания собственных модулей достаточно базовых знаний программ уровня MS Word.

В заключение добавлю, что любая Web-платформа не может рассматриваться, как нечто законченное и совершенное, ее использование может быть дополнено другими средствами:

  • Совместно созданные базы данных
  • Чат-боты, автоответчики на часто задаваемые вопросы
  • Электронные библиотеки и видео-уроки.
  • И конечно же, квалифицированный преподавательский состав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *