За последнюю неделю к нам на автосервис слишком часто приезжали автомобили с проблемой неустойчивой работы двигателя на холостом ходу.
Возникла необходимость разобрать причины данной неисправности. Такие неисправности встречаются довольно часто и поиск причины и устранение не должно составлять трудности для моих учеников.
Итак, Проблемы с холостым ходом двигателя могут быть только две:
1. Слишком много оборотов — завышенный холостой ход.
2. Слишком мало оборотов — заниженный холостой ход.
Если обороты плавают — это следствие завышенных или заниженных оборотов.
То есть, ЭБУ пытается установить нужное значение оборотов ХХ (800-1000), но это не удаётся.
Как определить мало оборотов или много, когда они плавают?
1. Если обороты завышены, стрелка тахометра поднимается вверх, но при достижении значения около 1700 об/мин ЭБУ отключает подачу топлива и обороты резко падают. Затем подача топлива возобновляется и обороты вновь повышаются.
Если же обороты занижены, стрелка тахометра опускается ниже 800 об/мин, но в какой-то момент ЭБУ открывает регулятор холостого хода и обороты резко повышаются. Затем ЭБУ снова пытается установить обороты в пределах 800-1000 и стрелка тахометра опускается. В таких ситуациях двигатель может глохнуть.
Теперь, что касается причин.
Когда обороты завышены, причина может быть только одна — это подсос воздуха.
На бензиновых двигателях обороты холостого хода регулируются количеством воздуха (в подавляющем большинстве случаев). Значит, если обороты завышены — воздуха в двигатель попадает больше,чем нужно.
А вот подсос воздуха может быть внутренний или внешний.
Подача воздуха в цилиндры регулируется открытием дроссельной заслонки и часто присутствует обходной воздушный канал, который прикрывается регулятором холостого хода.
Если воздух проходит через приоткрытую дроссельную заслонку или открытый регулятор холостого хода — это внутренняя утечка (подсос).
При внешнем подсосе, воздух попадает во впускной коллектор в пространство после дроссельной заслонки из вне. То есть впускной коллектор, после дроссельной заслонки, не герметичен. Это может быть отверстие в коллекторе, неисправен соленоид EVAP или клапан картерных газов, не герметичный вакуумный усилитель тормозов или вакуумные шланги…
В общем, воздух в коллектор попадает снаружи.
2. Если же обороты на холостом ходу занижены и не устойчивы, здесь может быть несколько причин:
а) Неисправна механическая часть двигателя
- Низкая или неравномерная компрессия в цилиндрах
- Не правильно установлены метки ГРМ
- Нагар на клапанах
б) Неисправность системы зажигания или не верно выставлен момент зажигания
в) Неправильный состав смеси — смесь «богатая» или «бедная»
Проверка этих систем это отдельные темы. Разберём это в другой раз.
Отмечу, что при наличии инструмента и знаний эти проверки довольно просты.
Успехов Вам!