19 мая 2023 года мы провели финал соревнования будущих специалистов автосервиса «Жас Автоэлектрик», который проходил среди студентов колледжей Республики Казахстан.
Итоги конкурса подвели 22 мая.
Соревнования и подготовка к ним проходили онлайн с использованием электронных средств обучения, а именно LMS ELECTUDE и simulator ELECTUDE с 17 апреля по 19 мая 2023 года.
Организаторами соревнования выступили представитель ELECTUDE в Республике Казахстан, учебный центр «Profi+» и Высший технический колледж города Кокшетау, пользователи LMS Electude с 2021 года.
Цели конкурса: Популяризация профессии специалистов по обслуживанию и ремонту автомобилей, знакомство с современными методиками обучения.
Всего подали заявки на участие 19 колледжей
В LMS ELECTUDE, для обучения, было зарегистрировано 332 участника. Из них около 90 преподавателей, остальные -студенты
Дошли до отборочного этапа немногим более 170 студентов из 15 колледжей
В финале участвовали 36 студентов из 12 колледжей (команда из 3-х лучших студентов, представители каждого колледжа).
- Дорожно-транспортный колледж г. Шымкент
- Алматинский автомеханический колледж
- Алматинский колледж пассажирского транспорта и технологий
- Алматинский многопрофильный колледж
- Высший технический колледж г. Щучинск
- Высший технический колледж г. Кокшетау
- Жамбылский политехнический высший колледж
- Карагандинский высший политехнический колледж
- Мангистауский высший политехнический колледж имени Халела Озбекгалиева
- Многопрофильный колледж профессионального обучения с. Шамалган
- Политехнический колледж города Аягоз
- Узынагашский профессиональный колледж им. Жамбыла
В финале были назначены 4 симуляции сложного уровня. Из 12 команд, только 6 смогли решить все 4 задания.
По итогам выполнения финальных заданий победителем, со значительным отрывом, стала команда Дорожно-транспортного колледжа города Шымкент. Кстати, в 2021 году представители данного колледжа так же, заняли первое место в конкурсе Service Master Junior в национальном этапе, так же с использованием симулятора Electude.
А вот за 2,3 и 4- места борьба была серьёзная))
В итоге после тщательного анализа второе призовое место было присуждено команде Алматинского многопрофильного колледжа. В 2021 году команда этого колледжа заняла 2 место в национальном этапе Service Master Junior 2021
Третье место – Алматинский автомеханический колледж
Поздравляем призёров и желаем дальнейших успехов!
Четвёртое, не призовое место, было решено разделить между тремя командами:
- Алматинский колледж пассажирского транспорта и технологий
- Высший технический колледж города Кокшетау
- Жамбылский политехничесский высший колледж
Поскольку призовые места заняли только те команды, которые решили все 4 задания, но были команды, которые показали хороший результат, но не успели решить 4-е, довольно сложное задания.
При оценке решения симуляций учитывались следующие критерии:
- Устранение неисправности
- Логика действий
- Затраченный деньги на устранение
- Затраченное время на работу
Симулятор неисправностей системы управления двигателем позволяет практиковать навыки поиска неполадок электронных компонентов системы в реалистично-смоделированной среде.
При использовании в обучении преподаватели могут создавать множество разных неисправностей и описаний, назначать их учащимся индивидуально или в группе.
Нужно понимать, что диагностика электроники – это процесс не простой и требует тщательной подготовки. Мы, в процессе подготовки к соревнованиям назначили учебные модули на следующие темы:
- Основы электроники
- Диагностический инструмент
- Механические компоненты Двигателей внутреннего сгорания
- Датчики бензиновых двигателей (устройство и проверка)
- Исполнительные механизмы (устройство и проверка)
- Алгоритм работы системы впрыска бензина
- Способы проверки электрической проводки
Подготовительные учебные материалы были доступны на трёх языках: Казахском, русском и английском. Финальные задания составлялись на двух языках
С учётом того, что на подготовку мы выделили 4 недели и часть этого времени выпали на майские праздники, пришлось ограничить длительность подготовительного курса 67-ю учебными модулями и отказаться от изучения работы с осциллографом.
Для сравнения:
Полный курс Автомобильных электриков диагностов от «Profi+» на сегодня составляет 873 модуля.
Базовый курс «Устройство автомобиля» — 170 модулей
Радует то, что большинство ребят при диагностике неисправностей, стараются делать это системно, используя свои знания и диагностический инструмент. Хотя и были ситуации, когда ребята «искали» неисправность методом замены компонентов, без анализа ситуации. Но такие действия сразу видны и, к счастью, происходили не часто.
Тут видим пример, который нельзя назвать диагностикой.
Видно, что без каких-либо проверок первые 6 шагов – это замена проводов. Уже после использовался сканер, что-бы удалить коды ошибок. Да, неисправность устранена, но мы видим каким способом.
Второй пример «правильной диагностики».
Видим, что вторым шагом было использование сканера, функция «испытание привода» и «тест исполнительных механизмов». Похоже что со сканера вентилятор охлаждения не включился и наш студент использовал мультиметр, что бы проверить сопротивление вентилятора (мультиметр подключался к вентилятору, со снятым электрическим разъёмом). Таким образом, мы видим, что у учащегося есть понимание возможностей диагностического сканера, после чего, для детальной проверки используется мультиметр. В результате заменён 1 провод и вентилятор. Да, не идеально, но мы видим, что есть знания и логика действий. И не забываем, что это студент колледжа!
Не каждый действующий «специалист» умеет использовать сканер хотя бы на 50% от его возможностей!
При использовании таких методов обучения мы, несомненно, повысим качество специалистов, ремонтирующих наши автомобили!
Мы не забываем, что в реальности молодые, начинающие специалисты автосервиса вряд ли сразу будут допущены к работе на посту диагностики, так как для этого необходимо наработать определённый практический опыт. Но наличие опыта студента в работе с симулятором Electude, несомненно ускорит процесс понимания им работы электроники и методов диагностики.
В отзывах участников мы услышали пожелание повторение таких конкурсов. Ближе к осени будем планировать проведения соревнований с привлечением участников из других стран. Так же уже поступили заявки от преподавателей на проведения локальных, товарищеский матчей в подобном формате.
Так же были услышаны пожелания работодателей в проведении обучения и соревнований не только темам автомобильной электронике, но и других систем автомобиля:
- Ходовой части
- Шиномонтажу
- Тормозным системам (включая пневматику)
- Трансмиссии
А почему нет? Благо, инструменты для этого у нас есть!
После подведения итогов, мы поделились нашими разработками для организации качественного обучения автомобильных специалистов для учебных заведений.
А именно, учебно-методическим комплексом, который включает в себя:
- Современный учебник
- Набор рабочих тетрадей (практикумов)
- Электронная система управления обучением — LMS Electude
В этом видео подробно об этом рассказал Дмитрий Титаренко
Благодарим всех участников за инициативу и вклад в развитие технического образования в Казахстане!
Отдельно выражаем благодарность Высшему техническому колледжу города Кокшетау и Аяпбергенову Заиржану Жуматаевичу лично, за проявленную инициативу и помощь в организации и проведении соревнования!!!
Большое спасибо организаторам. Современная методика обучения — Супер!
Спасибо за участие!